Главная > Полезные статьи > Польза гимнастики для детей с расстройством аутистического спектра

Польза гимнастики для детей с расстройством аутистического спектра

3мая
2017

Исследования, проводимые в США, доказали, что физические упражнения являются лучшим средством раннего вмешательства в коррекцию здоровья детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Причина в том, что моторное развитие ребенка тесно связано с его психо-эмоциональным состоянием и влияет на интеллектуальные способности.

Помимо совершенствования физических навыков, занятия спортом снижают стресс в организме, формируют привычку к активному образу жизни, учат коммуникативным навыкам и воспитывают моральные качества, которые ребенок может применять в других сферах. Особенно это важно для интеграции в общество детей с нарушениями развития.

Аутистический спектр — группа расстройств, которые характеризуются врожденными нарушениями социальных взаимодействий. Этот диагноз может иметь различные формы проявления, которые зависят от степени его сложности. К ним относятся: нарушение социального взаимодействия, повторяющиеся модели поведения (неприятие отклонений от привычной схемы действий), ограниченность интереса, сложность восприятия информации, гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, многолюдным местам, возможное проявление агрессивного поведения.

Спорт оказывает положительное воздействие на самочувствие ребенка с РАС во всех аспектах – от укрепления здоровья до нормализации морального состояния.

Наиболее эффективно на всестороннее развитие детей с РАС влияют гимнастические упражнения, поскольку в первую очередь они развивают координацию движений.

При любом неврологическом нарушении у людей существуют проблемы с умением уверенно владеть своим телом. Гимнастика тренирует оба полушария головного мозга, отвечающих за координацию движений. Таким образом, в коре головного мозга появляется новая двигательная доминанта - очаг возбуждения, который перекрывает очаг болезни.

В результате за счет правильной двигательной активности у человека происходят значительные улучшения в здоровье. Поэтому неврологи и физические терапевты рекомендуют детям с различными патологиями в качестве реабилитации занятия рекреационной гимнастикой.

Кроме того, детям с расстройством аутистического спектра важно как можно раньше начать коррекционные занятия. Гимнастические упражнения можно выполнять с 1,5 лет, и они лучшим способом воздействуют на развитие ребенка.

Также умеренные физические нагрузки активируют работу центральной нервной системы, увеличивают кровообращение и кислородный обмен, благодаря чему у любого человека улучшается умственная активность, появляется бодрость, хорошее самочувствие и настроение.

Преимущества развивающей гимнастики для детей с РАС:

- Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;

- Многообразие упражнений для любых способностей;

- Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;

- Укрепление мышц и тренировка выносливости;

- Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;

- Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;

- Формирование навыков крупной и мелкой моторики;

- Укрепление иммунитета;

- Развитие логики и мышления;

- Развитие интереса и мотивации;

- Социальная адаптация;

- Снятие стресса и агрессии.

Преимущества тренировок в Европейском Гимнастическом Центре для детей с РАС:

- Легкая адаптация к физическим нагрузкам;

- Увлекательный формат занятий;

- Разнообразное интересное оборудование;

- Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);

- Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги);

- Эффективность тренировок.

Физический потенциал детей с РАС

Физическое развитие и способности детей с РАС могут не отличаться от нормотипичных детей. Их можно обучить различным гимнастическим упражнениям, но сложность заключается в способах преподнесения им информации и их возможности ее воспринимать, сохранять интерес и концентрацию внимания. Но эти качества тоже тренируются. Главное правило – не отчаиваться, если у ребенка сразу не получается, и терпеливо работать над улучшениями. Ребенок с РАС постепенно накапливает навыки, которые со временем превращаются в качественное исполнение заданий.

Занятия гимнастикой позволяют выстроить тренировочный процесс, который увлечет детей с РАС. Хорошей мотивацией и способом обучения могут служить совместное выполнение заданий с тренером, работа в группе, занятия на ярком и необычном оборудовании, интересные упражнения, игры. В Европейском Гимнастическом Центре есть специальные детские модули, снаряды, маты, которые помогают детям легко, с удовольствием и без страха осваивать новые упражнения.

У детей с РАС часто встречается слабый мышечный тонус, а также лишний вес, которые могут склонять их к пассивному образу жизни. Но в развивающей гимнастике нагрузка постоянно варьируется и плавно распределяется на все группы мышц, поэтому ребенку будет несложно втянуться в тренировочный процесс. Тренировку для детей с РАС можно выстраивать в круговом формате, чередуя упражнения на различных снарядах. Самое главное, чтобы в процессе занятий ребенок получал гармоничную нагрузку, состоящую из упражнений на силу, выносливость, координацию, быстроту, гибкость.

Метод круговой тренировки позволяет сделать ее максимально эффективной, сохранить вовлеченность ребенка с РАС в занятие и продлить его работоспособность.

Кроме того, каждое гимнастическое упражнение комплексно воздействует на физическое развитие ребенка.

Например, на полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки, но при этом выполняют интенсивную тренировку.

Упражнение на снарядах (бревне, брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате) укрепляют все группы мышц, воспитывают у детей смелость, уверенность в себе. Занятия на гимнастических снарядах формируют правильную осанку, способствуют профилактике плоскостопия.

Акробатические элементы (кувырки, стойка на руках, колесо, перевороты, сальто) тренируют координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве, формируют у детей уверенность в себе. Это качество впоследствии они будут переносить на другие сферы жизни.

Прыжки на батуте укрепляют мышечный корсет, тренируют вестибулярный аппарат, баланс, координацию, развивают сенсорное восприятие и заряжают яркими эмоциями. Также батут является хорошим средством для привлечения внимания ребенка к обучению.

Упражнения с гимнастическими предметами (мячами, обручами, скакалками, тактильными кругами, поролоновыми кубиками) развивают сенсорику, точность движений, внимательность, быстроту реакции.

Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям. Также игры с цветными кубиками в мягкой поролоновой яме помогают быстро адаптироваться к занятиям детям, которые настороженно относятся ко всему новому.