Главная > Полезные статьи > Гимнастика для детей с особенностями развития

Гимнастика для детей с особенностями развития

19февраля
2016

Гимнастика в оздоровительной форме является одним из лучших способов для восстановления и улучшения здоровья детей и взрослых, использующаяся в медицине в виде лечебной физической культуры.

Гимнастика обладает рядом преимуществ, благодаря которым врачи назначают ее в лечебных целях. Во-первых, гимнастика состоит из огромного многообразия упражнений, в том числе со снарядами и предметами, которые позволяют тренировать различные группы мышц. Гимнастика способствует одновременному развитию всех физических способностей человека – координации, силы, выносливости, быстроты, гибкости. Упражнения в гимнастике строго дозированные, тренер может задавать различную частоту и интервал их выполнения. Тренировки по гимнастике всегда очень увлекательные и разнообразные.

Совокупность этих факторов наделяет гимнастику очень важными лечебными свойствами, которые ускоряют процесс выздоровления человека, будь то неправильная осанка, восстановление после травмы или различные особенности развития.

В целом лечебная гимнастика назначается врачами при широком спектре заболеваний: нарушения осанки, косолапость, плоскостопие, рахит, синдром дефицита внимания (с гиперактивностью и гипоактивностью), аутизм, детский церебральный паралич (ДЦП), болезнь Дауна и многое другое.

Особое значение оздоровительная гимнастика имеет для детей, имеющих отклонения в развитии. В процессе занятий у них формируются правильные двигательные умения, они учатся владеть своим телом и хорошо чувствовать его в пространстве, снижаются мышечные напряжения, ребенок учится внимательности и концентрации, у него улучшается психологическое состояние.

Основными принципами занятий лечебной гимнастикой для детей являются:

1)      индивидуальный подход и специальный план тренировок, разработанный врачом в соответствии с заболеванием ребенка;

2)      регулярность, систематичность, непрерывность занятий;

3)      постепенное увеличение нагрузок.

Детям с церебральным параличом гимнастика поможет снизить гипертонус мышц, улучшить координацию движений, обучиться правильным двигательным действиям и умению расслаблять мышцы, развить гибкость и подвижность в суставах, обучиться равновесию. При ДЦП важно начинать занятия с ребенком как можно раньше. Это связано с особенностями развития детского мозга, его пластичностью и способностью к компенсации нарушенных функций.

Люди, страдающие аутизмом, плохо развиваются физически, их преследует чувство постоянной тревоги, нервозность, страхи, а также возникают проблемы социализации в обществе.

Для детей с аутизмом и синдромом Дауна очень важны новые разнообразные и интересные упражнения, которые будут их увлекать, развивать физически, а также обучать умению концентрироваться, облегчать процесс социальной адаптации и дарить положительные эмоции.

Гимнастика будет им очень полезна, так как позволит выполнять все самые важные задания для улучшения здоровья. Среди наиболее эффективных выделяют упражнения на координацию, а в частности: преодоление полосы препятствий, лазание по шведской стенке, занятия на гимнастических снарядах (брусья, кольца), различные прыжки, в том числе на батуте, обучение равновесию (ходьба по бревну), игра в мяч, обучение точности выполнения несложных двигательных действий (правильные шаги, бег, прыжки).

Занятия обязательно должны проходить под наблюдением врачей и в соответствии с их рекомендациями по построению тренировок.

Экспертным мнением с нами поделился спортивный врач, вице-президент Международной ассоциации оздоровительных практик (МАСОП) Николай Коротаев, который рассказал, как гимнастика влияет на здоровье детей с особенностями развития.

– Какие изменения у детей врачи отмечают под влиянием занятий гимнастикой?

Существует большое количество наблюдений и в России, и за рубежом. Еще в 80-е годы было известно, что дети, не занимающиеся гимнастикой, чаще страдают плоскостопием, искривлениями позвоночника. Если занятия гимнастикой регулярные, то выявленные ортопедом нарушения исправляются в течение одного-двух лет. 

Также есть статистика, показывающая, что более половины детей, учащихся в 4, 5, 6 классах, имеют проблемы с осанкой. Если они будут заниматься гимнастикой, то, как минимум, 2/3 детей ее исправят, укрепят мышцы спины, живота, груди. 

– Как гимнастика влияет на здоровье детей в случае более серьезных заболеваний?
Зарегистрировано очень много случаев, когда занятия гимнастикой позволяли исправить врожденные нарушения, такие как детский церебральный паралич, кривошея, косолапость. При таких заболеваниях гимнастические упражнения сначала используются как лечебная физическая культура, а позже уже в качестве спортивно-оздоровительных занятий.

Гимнастика, например, в отличие от подвижных игр имеет очень важное свойство - дозировку движений. Процессом тренировки проще управлять, можно задавать определенный темп, частоту повторений, сочетание движений. Благодаря этому можно корректировать нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата.

– В зарубежных странах существует целое направление гимнастики для детей с синдромом Дауна. Чем она для них полезна?
В любом неврологическом нарушении всегда страдает координация. Для человека с отклонениями в развитии, будь это детский невроз, болезнь Дауна или другие патологии, создание новой двигательной доминанты всегда является положительной. Привитие навыков регулярных занятий гимнастикой будут способствовать созданию новой доминанты, которая будет перекрывать намеченную патологию. 

Этот процесс происходит следующим образом: у ребенка с отклонениями в развитии в коре головного мозга существует очаг болезни, но двигательная деятельность создает другой очаг возбуждения, который положительно влияет на первый, он снижает и перекрывает очаг болезни. Это еще было доказано русскими учеными в начале 20 века.

В Европейском Гимнастическом Центре дети могут заниматься в целях реабилитации. Тренировки строятся на основе оздоровительной гимнастики, в игровой форме и направлены на достижение качественного результата, что в первую очередь необходимо для детей с особенностями развития. Наш гимнастический зал оснащен современным безопасным и ярким оборудованием, интересными модулями для полосы препятствий, детскими снарядами, батутами и игровой поролоновой ямой с цветными кубиками, где дети могут заниматься с большой радостью и пользой для здоровья.