Польза развивающей гимнастики для детей и взрослых

4120
29 минут
1 ноября 2022
(0)
оценок 1

Движение — неотъемлемая часть жизни: каждое наше действие сопряжено с движением, оно заложено в нас природой и необходимо наравне с воздухом, сном и едой. Ребёнок начинает двигаться в утробе матери, а после рождения движение является не только признаком развития младенца, но и его способом познавать мир. Постепенно усложняющиеся движения лежат в основе сенсорного восприятия, познания своего тела и окружающего мира, мышления (Пиаже, 1969).

В первый год жизни ребёнка физическое развитие происходит естественным образом и активными темпами: ребёнок активно учится двигать конечностями, поднимать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, садиться, ползать. Ближе к 12 месяцам начинаются попытки вставать и ходить. Со второго года жизни физическое развитие и освоение новых навыков продолжается, но несколько медленнее, чем в период младенчества (Gallahue, Ozmun, Goodway, 2012). И именно в этот момент родитель может начать намеренно вносить разнообразие в физическую активность ребёнка.

Польза развивающей гимнастики для детей и взрослых

Вопреки расхожему мнению, наиболее полный комплекс двигательный навыков доступен детям не естественным образом, а в результате многосоставного комплекса физической активности (Gallahue, Ozmun, Goodway, 2012), обеспечить который помогают функциональные игры и общеразвивающие физические упражнения. Целенаправленная физическая активность под руководством квалифицированного тренера, с наличием обратной связи и мотивационного компонента, делает фундаментальные двигательные навыки более зрелыми и помогает развить врождённые физические качества в полной мере (Lubans, Morgan, Cliff, Barnett, Okely, 2010). Дополнение повседневной активности оздоровительными спортивными занятиями позволяет расширить двигательный опыт ребёнка, тем самым способствуя развитию нейронных связей, а, следовательно, навыков обучения. Новая тактильная, проприоцептивная и вестибулярная информация стимулирует синаптогенез, особенно легко происходящий в период с момента рождения ребенка до достижения им 10 лет (Айрэс, 2009).

Раннее детство ­— идеальный период для развития фундаментальных двигательных навыков (Gallahue, Ozmun, Goodway, 2012). Сочетание повседневной детской активности с развивающими играми и упражнениями создаёт по-настоящему широкий спектр двигательной компетенции, являющийся базой для когнитивного и речевого развития, развития психики и навыков социального взаимодействия. Более того, степень многообразия физической активности в раннем детстве становится катализатором активного образа жизни позже, в школьном и взрослом возрасте (Gallahue, Ozmun, Goodway, 2012).

Развивающая гимнастика — относительно новое спортивное направление, разработанное с целью гармоничного физического и психологического развития детей и взрослых. Тренировки в этом формате подходят всем людям без оглядки на имеющиеся у них способности к гимнастике (Karachle, Dania, Venetsanou, 2017) и сочетают в себе оздоровительные преимущества занятий спортом с умеренным уровнем нагрузки. Особенность формата состоит в том числе в несоревновательном и увлекательном характере занятий, побуждающем спортсменов раскрыть свой потенциал и развить способности (Karachle, Dania, Venetsanou, 2017). Развивающая гимнастика универсальна для детей и взрослых мужского и женского пола, — как физически и психически здоровых, так и имеющих особые потребности. В этой статье мы рассматриваем влияние занятий развивающей гимнастикой на жизнь и здоровье детей и взрослых, а также подробнее рассказываем о структуре тренировок и их пользе.

   

Роль гимнастики в заботе о физическом здоровье

Главные составляющие физического здоровья — это аэробная и мышечная выносливость, мышечная сила, гибкость, координация и баланс (Gallahue, Ozmun, Goodway, 2012). Для гармоничного развития этих навыков лучше всего подходят виды спорта, направленные на общее развитие организма, без акцента на узкоспециальных навыках. Для достижения оздоровительного эффекта важно, чтобы спортивные упражнения были физиологичными и направленными на развитие врождённых двигательных навыков, а также выполнялись в физиологических пределах человека.

Именно на этой идее построена гимнастика в развивающем формате. В отличие от профессионального спорта гимнастика в развивающем формате не предполагает нагрузок на пределе человеческих возможностей, доступна в любом возрасте, при любом телосложении и уровне физической подготовки. Главная цель занятий развивающей гимнастикой — укрепление здоровья и развитие природных навыков, а не спортивные рекорды или участие в соревнованиях. Важным аспектом является соответствие упражнений возможностям спортсмена: программа направлена на оздоровление и освоение сложных упражнений в индивидуальном темпе, с постепенным наращиванием интенсивности, способствующим увеличению функциональных резервов организма (Рахматов, 2018).

Программа занятий развивающей гимнастикой адаптирована под физические и психологические особенности каждого возраста. В каждую тренировку включены разминка, силовые упражнения с собственным весом на гимнастических снарядах и без них, освоение акробатических элементов, упражнения на бревне, прыжки на батуте, упражнения на растяжку. В тренировочный процесс детей до 7 лет также включены функциональные игры с предметами, а до 11 лет — преодоление полосы препятствий из поролоновых модулей различных форм и размеров. Темп тренировки и уровень сложности упражнений варьируются в зависимости от возраста спортсмена, его спортивного опыта, особенностей здоровья.

В возрасте от 1 до 3 лет программа сосредоточена на развитии двигательных компетенций в игровой форме. Занятия гимнастикой помогают заложить базу двигательных навыков, необходимую для дальнейшего физического и когнитивного развития ребёнка. На тренировках малыши при участии родителя и тренера учатся подниматься и спускаться по шведской стенке, бегать, прыгать на двух ногах на надувной акробатической дорожке и батуте, лазать по поролоновым модулям, делать кувырки вперёд и назад, играть в развивающие игры с мячами, поролоновыми кубиками, обручами, скакалками, ходить по бревну, выполнять вис и перевороты на кольцах и перекладине, ходить по брусьям с опорой на ноги и на руки.

Дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет также выполняют общеразвивающие упражнения, однако в программу их тренировок уже добавляются более сложные элементы на развитие силы, выносливости и координации, как, например, подтягивания на перекладине, берёзка на кольцах, упоры и махи на брусьях, прыжковые комбинации на батуте, колесо, стойка на руках. При этом в тренировках по-прежнему преобладает игровой формат, а частью занятий остаются преодоление полосы препятствий, игры с предметами и игры в поролоновой яме. Занятия гимнастикой в этом возрасте позволяют отточить имеющиеся двигательные навыки, а также расширить их спектр, осваивая новые, более сложные координационные и проприоцептивные упражнения.

В ходе ряда исследования влияния гимнастических и акробатических упражнений на здоровье детей дошкольного возраста было установлено, что выполнение акробатических элементов на 25% улучшает способности к динамическому равновесию и на 20% — к пространственному ориентированию (Мирошников, 2011), а гимнастические упражнения в среднем на 17% повышают уровень гибкости (Туранова, 2019), на 23% повышают прочность дистального отдела лучевой кости (Erlandson, Kontulainen, Baxter-Jones, 2010) и на 34% суммарно улучшают силу, баланс, ловкость, скорость бега и координацию (Karachle, Dania, Venetsanou, 2017).

С началом обучения в школе умственная нагрузка в жизни ребенка существенно вытесняет физическую, что приводит к двигательному дефициту, а следом и к нарушениям осанки, плоскостопию, ухудшению физических навыков. Гипокинезия также вызывает нарушения обмена веществ, повышает риск ожирения и уязвимость организма к вирусным инфекциям (Рахматов, 2018). Программа развивающей гимнастики для школьников от 7 до 18 лет создана с учетом двигательных потребностей и физических возможностей детей этого возраста. Помимо выполнения общеразвивающих упражнений школьники начинают осваивать более сложные координационные и силовые упражнения, такие как самостоятельные подтягивания на перекладине и кольцах, упоры, махи, отжимания на брусьях, стойка на руках без опоры, рондат, фляк, сальто, а также комбинации из гимнастических или акробатических элементов. Согласно одному из исследований, у учеников младших классов регулярные занятия гимнастикой на 17% повышают силу и на 18% — гибкость (Тушакова, 2019). В ходе другого исследования с участием подростков было зафиксировано увеличение силы и выносливости в среднем на 20%, гибкости — на 29%, взрывной силы — в среднем на 10% (Trajković, Madić, Sporis, Aleksic-Veljkovic, 2016).

При этом программа развивающей гимнастики подходит не только детям, но и взрослым. Гимнастические упражнения используются в качестве альтернативы фитнесу, а также как способ реабилитации после травм и замедления процессов старения. Соблюдение нормы физической активности необходимо взрослым не меньше, чем детям: физические нагрузки снижают заболеваемость сердечно-сосудистыми заболеваниями, гипертонией, раком отдельных локализаций, диабетом 2-го типа, ожирением (Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни, 2021). В рамках исследования влияния занятий гимнастикой на опорно-двигательный аппарат студентов доказано, что оздоровительная гимнастика на 55,1% улучшает силовую выносливость мышц спины, выпрямляет позвоночник, сокращая расстояние между углами лопаток на 25%, а также более чем на 10% улучшает состояние свода стопы (Брусник, 2011). Кроме того, гимнастика рекомендована в качестве физической активности для пожилых людей как спорт, помогающий улучшить состояние костной системы (Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни, 2021), снизить частоту травмоопасных падений на 30% (Uusi-Rasi, Karinkanta, Kannus, Tokola, Sievänen, 2020), на 20% улучшить статическое равновесие (Choi, Lee, 2012) и предотвратить инвалидность, ассоциированную с малой подвижностью (Pahor, Guralnik, Ambrosius, 2014). В зависимости от возраста взрослого человека и состояния его здоровья тренер составляет индивидуальную тренировочную программу, включающую в себя силовые упражнения, упражнения на растяжку, выносливость и координацию.

 

Влияние двигательной активности на мышление и аффективную сферу психики

Сбалансированная нагрузка на основные группы мышц полезна для физического здоровья детей и взрослых, однако это не единственное её преимущество: физическое развитие также стимулирует развитие когнитивной сферы. В случае с детьми дошкольного и школьного возраста доказано, что физическая активность благоприятно сказывается на способности концентрировать внимание, улучшает рабочую память и вербальные функции, развивает эмоциональную саморегуляцию, повышает когнитивную гибкость, тренирует навык планирования и тормозной контроль (Bidzan-Bluma, Lipowska, 2018).

Утверждение о влиянии физической активности на когнитивные навыки верно также для взрослых и пожилых людей. Согласно многим исследованиям, регулярная физическая нагрузка влияет на работу мозга, увеличивая кровоток, улучшая состояние сосудов, а также вызывая структурные изменения в головном мозге, увеличивая объём серого вещества в лобной доле и гиппокампе. Эти процессы полезны с целью профилактики и замедления снижения когнитивных функций и снижения риска развития деменции. Согласно концепции когнитивного резерва регулярные физические упражнения способствуют увеличению объёма накопленных когнитивных навыков, основанных на эффективных нейронных связях, что сказывается на устойчивости человека к нейродегенеративным заболеваниям. (Mandolesi, et al., 2018).

Одновременно с влиянием на когнитивные навыки, физическая активность имеет и психологические преимущества: регулярное выполнение физических упражнений снижает тревожность, напряжение, помогает в борьбе с депрессией, помогает в борьбе с фобиями, увеличивает эмоциональную стабильность, самоконтроль и сексуальное удовлетворение (Mandolesi, et al., 2018).

При этом важно отметить, что для поддержания влияния физической активности на когнитивную сферу важно выполнять физические упражнения регулярно и на протяжении всей жизни (Mandolesi, et al., 2018). Благодаря своей универсальности и способности адаптироваться под разные задачи развивающая гимнастика может использоваться как спорт «на всю жизнь», заниматься которым можно с первых шагов и до глубокой старости, тем самым заботясь не только о физическом, но и о психическом здоровье.


Польза физической активности для детей с особыми потребностями

Разнообразие упражнений и типов нагрузки делает гимнастику подходящим спортом и для детей с особыми потребностями. Дети с особенностями развития нуждаются в физической активности не меньше своих здоровых ровесников (Murphy, Carbone, 2008), однако в силу особенностей того или иного нарушения спектр доступных видов спорта может быть довольно узким. При выборе вида спорта следует отдавать предпочтения дисциплинам, в равной мере полезным и эффективным для физического развития и улучшения качества жизни, с учётом характера потребностей. Достичь оздоровительного эффекта возможно благодаря сбалансированным видам спорта, в равной мере укрепляющим мускулатуру, развивающим координацию и гибкость (Murphy, Carbone, 2008). Примером такого спорта является гимнастика в развивающем формате.

 

Расстройства аутистического спектра

В силу гармоничного развития сенсомоторных навыков гимнастика помогает комплексно улучшить жизнь и здоровье детей с расстройствами аутистического спектра. Особенность этой группы расстройств состоит в нарушениях тактильной, вестибулярной и проприоцептивной систем тела. К ним относятся такие трудности как нарушения баланса, координации и ловкости, слаборазвитый навык планирования движений, гравитационная неуверенность, гипер- или гипочувствительность к социальному взаимодействию и воздействиям окружающей среды, трудности в эмоционально-чувственной сфере (Fazlioglu, Gunsen, 2011). Включение в жизнь детей с РАС гимнастических упражнений позволяет развить сенсорику и моторику, тем самым помогая ребенку наладить контакт с собственным телом и окружающим миром за счёт стимуляции рецепторов сенсорной системы (Айрэс, 2009). В тренировке задействуется оборудование различных форм, размеров, цветов и текстур (гимнастические снаряды из дерева и металла, резиновые мячи и фитболы, поролоновые кубики, пластиковые обручи, хлопчатобумажные канаты, скакалки, тактильные массажные диски, батуты, поролоновые модули и маты), а упражнения направлены на развитие фундаментальных двигательных навыков.

 

Детский церебральный паралич

Дети с детским церебральным параличом в силу особенностей заболевания больше прочих подвержены слабой кардиореспираторной выносливости и нехватке мышечной силы. Эти факторы в сочетании с низким уровнем физической активности повышают риск ранней смертности от метаболических заболеваний и заболеваний сердечно-сосудистой системы, а также ощутимо сказываются на качестве жизни. (Verschuren, Peterson, Balemans, Hurvitz, 2016).

Доказанную эффективность в работе с детьми с ДЦП имеют функциональные упражнения на развитие силы, выносливости и гибкости. Регулярные многосуставные физические упражнения, задействующие основные группы мышц, способствуют кардиометаболическому здоровью, снижают риск отягощения хронических заболеваний, а также повышают уровень удовлетворённости жизнью и физическую работоспособность. При этом исследования показывают, что даже небольшое увеличение двигательной активности у детей с ДЦП способствует значительному улучшению здоровья и самочувствия. (Verschuren, Peterson, Balemans, Hurvitz, 2016).

Такие гимнастические упражнения как приседания, лазание по шведской стенке, упражнения с собственным весом на кольцах, брусьях и перекладине, развивающие игры, прыжки на батуте с использованием лонжей помогают улучшить выносливость и мышечную силу. Статические и динамические, с небольшой амплитудой, упражнения на растяжку способствуют улучшению эластичности суставов, связок и мышц. При этом мышечная нагрузка распределяется гармонично, что особенно важно для предотвращения дисбаланса в мышечной системе (Maltais, Wiart, Fowler, Verschuren, Damiano, 2014).

 

Синдром Дауна

У детей с синдромом Дауна, по сравнению с их здоровыми сверстниками, хуже развиты мышечная сила, ловкость, чувство равновесия, проприоцепция и постуральная стабильность. В силу малоподвижного образа жизни и неправильного питания им также присущи нехватка аэробных возможностей и мышечный гипотонус, что в совокупности повышает риск развития остеопороза, артрита, остеоартрита, сахарного диабета, ожирения. (Paul, Ellapsen, Barnard, Hammill, Swanepoel, 2019).

Предупредить возможные заболевания, а также улучшить физическую подготовку детей с синдромом Дауна помогает регулярная физическая активность. Физические упражнения, выполняемые в умеренном темпе, снижают кардиометаболический риск и риск развития нейродегенерации, улучшают кровоток и уровень кислородного обмена (Paul, Ellapsen, Barnard, Hammill, Swanepoel, 2019). Гимнастика как спорт, направленный на развитие основных физических качеств, — силы, выносливости, координации, баланса — способствует гармоничному развитию ребёнка, положительно сказываясь не только на физическом здоровье спортсмена, но и на его повседневной функциональной активности и способности выполнять бытовые задачи. В работе с детьми с синдромом Дауна тренировка выстраивается с учётом знаний их физических особенностей и сосредоточена на упражнениях, развивающих нужные навыки: несложных силовых упражнениях с собственным весом на кольцах, брусьях, перекладине, ходьбе по бревну, прыжках на акробатической дорожке и батуте, преодолению полосы препятствий из поролоновых модулей.

 

Плосковальгусная деформация стопы

Гимнастика также полезна при нарушениях работы опорно-двигательного аппарата, в частности, при плосковальгусной деформации стопы. Стопы обеспечивают движение человека, и нарушения в их работе приводят к утомляемости и боли в ногах, искривлению позвоночника, ухудшению ортопедических заболеваний (при их наличии).

Дошкольный период в жизни ребенка совпадает с периодом активного формирования стопы и, следовательно, ее наибольшей пластичности. Это время наиболее благоприятно для корректировки имеющихся нарушений, а также для предотвращения усугубления имеющейся патологии развития стоп. Правильно подобранные физические упражнения оказывают стимулирующее, трофическое, компенсаторное и нормализующее действие, благодаря чему плоскостопие, выявленное на ранних стадиях, можно приостановить или скорректировать. (Казанцева, 2015).

Развивающая гимнастика помогает сформировать свод стопы за счет комплексного подхода. Прыжковые упражнения на надувной акробатической дорожке, батуте и через скакалку, лазание по шведской стенке и поролоновым модулям, ходьба по бревну укрепляют мышцы и связки. Тренировка проходит без обуви, а гимнастические снаряды и вспомогательные предметы имеют различные формы и текстуры, что в совокупности обеспечивает глубокий массаж стоп.

 

 

Задержка речевого развития

При задержке речевого развития (ЗРР) физическая активность может стать толчком к развитию речевых навыков. Речевой навык, наравне с мышлением и пространственной перцепцией является самой сложной функцией мозга, требующей очень точной работы полушарий. Зона мозга, ответственная за слух и речь, может продуктивно работать только при условии надёжной её связи с другими зонами, в частности, сенсорной и двигательной. Речь зависит от целого комплекса сенсомоторных функций, а способность составлять слова тесно связана с вестибулярной системой, поэтому именно коррекция нарушений сенсорной интеграции является эффективным способом стимуляции развития речевого навыка. Новый сенсомоторный опыт помогает не заучивать речь, а развивать её спонтанно, естественным образом. (Айрэс, 2009).

Согласно теории когнитивного развития Жана Пиаже возраст ребенка от 0 до 24 месяцев соответствует фазе сенсомоторного интеллекта. В этот период происходит постепенная организация перцептивных и двигательных взаимодействий с миром. Начав с узкого спектра действий, ограниченных врождёнными рефлексами, ребёнок шаг за шагом приобретает новые навыки, учится соединять движения между собой, использовать одно действие как способ совершить другое, целевое, а также экспериментировать с действиями. (Пиаже, 1969). При этом чем шире у ребёнка спектр сенсомоторных навыков, тем больше информации он получает и тем скорее у него появляется способность и потребность в использовании речи. Исследования показывают, что темпы развития крупной моторики коррелируют с темпами развития речи, что особенно заметно в период освоения ребёнком нового двигательного навыка: ползания, сидения, ходьбы (Gonzalez, Alvarez, Nelson, 2019).

Гимнастика в развивающем формате способствует стимуляции сенсорных рецепторов: гимнастические упражнения тренируют вестибулярный аппарат, развивают чувство собственного тела и навык управления им, расширяют тактильный опыт. Преодоление полосы препятствий, бег, лазание по шведской стенке, прыжковые элементы развивают крупную моторику, функциональные игры с предметами и упражнения на кольцах брусьях и перекладине тренируют навык хватания, держания и ловкость рук, а упражнения на равновесие и акробатические элементы оттачивают проприоцепцию и координацию.

 

Заключение

Физическая активность различной степени интенсивности — необходимое условие крепкого здоровья детей и взрослых, в том числе имеющих ограниченные возможности. При этом максимального оздоровительного эффекта можно достичь в случае сочетания повседневной активности, досуговой и спортивной. (Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни, 2021).

Для развития фундаментальных двигательных навыков, а также поддержания и улучшения физического состояния отлично подходят сбалансированные спортивные дисциплины, сочетающие в себе функциональные упражнения, направленные на развитие силы, выносливости, координации, баланса и гибкости. Этому критерию отвечают занятия гимнастикой в развивающем формате, которые не только обеспечивают нагрузку на основные группы мышц, но и способствуют развитию сенсомоторных и когнитивных навыков и используются в работе с детьми с особыми потребностями. Развивающая гимнастика — пример гармоничного и эффективного вида спорта, разработанного с учётом потребностей человека (Karachle, Dania, Venetsanou, 2017) и подходящего людям разного возраста и пола, с особыми развития и без них.

Следуя рекомендациям терапевтов и педиатров (Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни, 2021), и занимаясь прицельной физической активностью не менее 3 раз в неделю, на занятиях гимнастикой дети и взрослые смогут улучшить физическое развитие, повысить работоспособность и уровень физической подготовленности, уменьшить энергозатраты при физической активности, скорректировать имеющиеся нарушения в работе организма (Пястолова, 2019), а также получить удовольствие от занятий спортом и сделать спорт неотъемлемой частью своей жизни.

Оцените статью:
(0)

Интересные статьи

Как сохранить спортивную форму во время новогодних праздников?
Как сохранить спортивную форму во время новогодних праздников?
Польза гимнастики для детей с синдромом Дауна
Польза гимнастики для детей с синдромом Дауна
10 причин, почему детям полезно заниматься гимнастикой с 1 года
10 причин, почему детям полезно заниматься гимнастикой с 1 года
Close-btn
Запишитесь на пробное занятие
  • Соглашаюсь на обработку персональных данных
  • Ваше сообщение успешно отправлено. Спасибо! Ошибка отправки сообщения, попробуйте повторить позднее