Главная > Полезные статьи > Сенсомоторное развитие в гимнастике

Сенсомоторное развитие в гимнастике

28сентября
2017

Человек с самого рождения, благодаря сенсорному восприятию, познает окружающий мир и возможности своего тела, обучается навыкам крупной и мелкой моторики.

К сенсорному восприятию относятся пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Например, за мелкую моторику отвечает осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Это способность без усилий нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост и прочее.

Также к органам чувств относятся еще три чувствительности, отвечающих за крупную моторику:

- кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

-проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

- вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

Процесс сенсорного восприятия информации можно стимулировать с помощью развивающих упражнений. Благодаря этому, у ребенка будет улучшаться интеллектуальное, физическое, психологическое развитие.

Занятия спортом - лучший способ для познания окружающего мира, получения новой информации и опыта, изучения возможностей своего тела, развития мелкой и крупной моторики. Именно поэтому сенсорное развитие тесно связано с моторным и объединено в общее понятие сенсомоторного развития.

По этой же причине физическая активность в различных формах проявления рекомендуется детям с рождения и считается залогом гармоничного развития и крепкого здоровья. Также спорт очень важен детям с особенностями развития для преодоления сенсорного дисбаланса и обучения управлению своим телом.

Как гимнастика стимулирует сенсомоторное развитие?

Гимнастика – это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей.

В гимнастическом зале есть огромное разнообразие снарядов и предметов, которые доступны детям с первых шагов.

В гимнастике постоянно задействуются органы чувств, отвечающие за вестибулярный аппарат, координацию движений, баланс, быстроту реакции, ощущение своего тела в пространстве и звеньев тела по отношению друг к другу. Благодаря этому у ребенка хорошо развивается нервная система, мелкая и крупная моторика, умение точно владеть телом, ликвидируется сенсорный дисбаланс. Дети раскрепощаются, перестают быть неуклюжими, зажатыми, приобретают уверенность в себе. Также у них формируется правильная осанка и походка.

Кроме того, многообразие гимнастических упражнений стимулируют активное развитие двигательного интеллекта, логики, мышления.

Лечебные свойства гимнастических упражнений

Все гимнастические упражнения различными способами стимулируют сенсорику ребенка и комплексно воздействуют на его физическое развитие.

На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, обучают правильной осанке и походке, а также развивают концентрацию внимания, смелость и уверенность в себе.

В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

Упражнения с гимнастическими предметами: мячами, тактильными кругами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме. Они используются для обучения прыжкам и тренировке различных групп мышц. Развивают мелкую и крупную моторику, точность движений, быстроту реакции и концентрацию внимания.

Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.