Главная > Полезные статьи > История развития массовой гимнастики за рубежом

История развития массовой гимнастики за рубежом

4декабря
2015

Массовая гимнастика считается прародителем всех современных родственных олимпийских дисциплин. Ее появление относится к древним временам, когда общая гимнастика являлась основой физического воспитания. Но официально этот вид спорта был утвержден 23 июля 1881 года и получил название «Гимнастика для всех». Кстати, в этот же день была основана международная федерация гимнастики (FIG) — главный руководящий орган гимнастики.

Ее основатель бельгиец Николас Куперус первоначально представлял гимнастику как массовый вид спорта, доступный для людей любого возраста и физических способностей, который дарит радость и веселье от «магии движений». Но вскоре начали активно развиваться современные олимпийские виды гимнастики, которым необходимо было уделять максимум внимания. А идеи основателя воплотились в самостоятельном движении «Гимнастика для всех», которое стало очень популярным во всем мире.

В отличие от СССР, в мировом сообществе внимание к массовой гимнастике никогда не угасало. На данный момент она имеет огромную популярность во всем мире. Наиболее показательны примеры ряда европейских стран. Численность клубов по массовой гимнастике, например, в маленькой Швейцарии достигает более тысячи, а в Дании только лишь командную гимнастику и акробатику в возрасте с 5 до 50 лет и старше, преподают в более 130 клубах.

Ежегодно проводятся различные фестивали и соревнования по массовым формам гимнастики для людей различных возрастов, такие как Гимнастрады (самый крупный гимнастический праздник, сравнимый с Олимпиадой и собирающий более 20 тыс участников), «Eurogym», «Gym for life Challenge», «Golden Age», а также множество фестивалей  на локальном уровне в различных странах. Всего за 38 лет проведения Всемирных Гимнастрад количество участников увеличилось с 5000 до 21500 человек, а число стран-участниц возросло с 7 до 55.

Развитие массовой гимнастики в мировом сообществе связано с прохождением многочисленных исторических этапов становления, начиная с античности и заканчивая настоящим временем. Каждый из них ознаменовывался серьезными реформами, проводимыми  различными учеными, философами, военными служащими и деятелями физической культуры.

1)                  Античность – гимнастика в Древней Греции, Египте, Индии, Китае.

2)                  Эпоха Возрождения – зарождение гимнастики в европейских странах (первой была Италия, затем ее инициатива была подхвачена Германией, Швейцарией, Бельгией, Голландией, Францией).

3)                  Эпоха Просвещения – век технической революции, обусловившей процессы индустриализации и урбанизации. Интерес к занятиям гимнастикой резко увеличился в связи с усиление эксплуатации человеческого организма и повышением  заболеваемости.

4)                  ХIХ - ХХ век -  создание национальных систем гимнастики в различных странах Европы.

5)                  В начале ХIХ в. первое в истории немецкое гимнастическое движение   - турнерство («немецкая школьная гимнастика») - это движение оказало важное влияние на развитие физического воспитания в Германии и Европе.

6)                  В начале ХIХ в.  – вслед за немецкой возникла шведская система гимнастики, она имела научно-методическое обоснование, что позволило ей получить довольно широкое распространение во многих странах.

7)                  Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Параллельно происходит развитие гимнастики в Швейцарии и Англии.

8)                  Середина XIX вв  - в Чехии возникла сокольская система гимнастики. Ее основатель Милослав Тырш стал идеологом массового гимнастического движения и начал его активное продвижение. Кроме того, «соколы» являются основателями спортивной гимнастики. Техничное и красивое выполнение упражнений сокольской гимнастики, организация массовых выступлений и спортивных соревнований обеспечили ей успех во многих странах мира, включая Россию, где в начале XX века она имела наибольшее число поклонников.

9)                  Начало XX века – активное развитие спорта в Англии, возникновение спортивных клубов.

Поподробнее расскажем о самых важных и любопытных фактах из истории развития гимнастики в разных странах.

Германия

В начале  ХIХ века в Германии возникло гимнастическое движение – турнерство. Его создателем был писатель и педагог Фридрих Людвиг Ян (1778-1852), по инициативе которого в 1811г. возникла первая общественная турнерская   площадка, на которой были размещены гимнастические снаряды. Ян стремился использовать гимнастику для объединения и военной подготовки молодежи в целях освобождения Пруссии от оккупации войсками Наполеона. Основу его системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а своих учеников — «турнерами».

Занятия начинались с вольных упражнений, а затем после небольшого перерыва, выполнялись упражнения на снарядах. При выполнении упражнений Ян требовал от учеников прямого положения головы, оттянутых носков, военной выправки, прямых линий в движениях. Но научного обоснования система Яна не имела. 

В 1815г. по политическим мотивам все турнерские площадки были ликвидированы, а их основатель Фридрих Людвиг Ян арестован. Однако через 27 лет, в 1842г. запрет был снят, и турнерство получило новый виток развития.

Дальнейшее совершенствование немецкой школьной гимнастики предпринял Адольф Шписс (1810 – 1858), преподаватель гимнастики, истории и пения.

Основу его системы составляли снарядовые упражнения, которые были разделены на четыре степени трудности, в зависимости от возраста занимающихся. 

В 1893г. в Германии был создан рабочий турнерский союз. В целом это движение оказало важное влияние на развитие физического воспитания в Германии и Европе. Были изобретены и усовершенствованы гимнастические снаряды, разработана большая группа физических упражнений, многие из которых в настоящее время используются в занятиях гимнастикой со школьниками. Однако не надо забывать, что занятиями гимнастикой в школах были охвачены только мальчики и юноши. Девочки и девушки стали заниматься физическими упражнениями только в последнем десятилетии 19 века.

Швеция

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой в начале XIX века. Политическое положение Швеции, весьма напряженное после окончания наполеоновских войн, потребовало от правительства страны принять меры по укреплению армии и подготовке населения к возможной войне. В армии было решено ввести занятия фехтованием и гимнастикой. Эта работа была поручена профессору Стокгольмского университета, поэту Пер-Гюнтеру Лингу (1776-1839).

В 1813 году по инициативе Линга в Стокгольме был открыт институт гимнастики, в котором он применял свои методы и средства физического воспитания. Он делил все виды гимнастики на четыре группы – военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, уделяя основное внимание военной.

2 июня 1836г. был подписан королевский Приказ о введении военной гимнастики во всех полках и корпусах армии и военной академии.  В Приказе отмечалось, что военная гимнастика должна состоять из упражнений, разработанных Стокгольмским гимнастическим институтом. Одновременно, военная гимнастика была в обязательном порядке введена во французской и прусской армиях.

Методические основы педагогической гимнастики разработалсын Пер-Гюнтера Линга Ялмар Линг (1820—1886), который продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока шведской гимнастики, систематизировал упражнения, ввел новые снаряды, среди которых широко известные: гимнастическая стенка, скамейка.

Снаряды в шведской гимнастике не имели такого значения, как, например, в немецкой. Они предназначались для того, чтобы было удобнее принимать исходные положения, более точно варьировать нагрузку и эффективнее воздействовать на отдельные группы мышц.

Но необходимо отметить, что шведская гимнастика имела научно-методическое обоснование, что позволило ей получить довольно широкое распространение во многих странах, включая Россию.

Франция

Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был полковник Француа Аморос (1770—1848). Он ставил перед собой задачу создать гимнастическую систему, пригодную для всего мужского населения Франции.

В 1819г. он открыл Нормальную гимнастическую гражданскую и военную школу. Созданная им система естественно-прикладной гимнастики включала упражнения, которые помогали приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях: ходьбу и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки с помощью шеста, палки, ружья, ходьба по предметам в условиях суженой опоры,  переноска груза или «раненого», всевозможные виды лазания, плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование, танцы, верховая езда. Также применялись снаряды, которые часто используются в жизни (лестницы, канаты, шесты, заборы).

Иногда упражнения выполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях.

Вместе с Аморосом активное участие в распространении гимнастики во Франции принял щвейцарец Генрих Клиас (1782-1854). Его по праву считают создателем гимнастики в Швейцарии и Англии.

Чехия

Сокольская система гимнастики возникла в Чехии в середине XIX вв., в связи с ростом национально-патриотических настроений чешского государства, входившего в состав Австро-Венгрии. Организационной формой, на которую опиралась сокольская гимнастика, явилось общество «Сокол», созданное профессором эстетики и истории искусств Пражского университета Милославом Тыршем (1832—1884) и предпринимателем Фигнером.

Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX вв., но ни одну из них он не считал полностью пригодной для организации массового гимнастического движения.

Для Тырша важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными даже в ущерб их гигиеническому, образовательному и военно-прикладному значению, он стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение.

Основу сокольской системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, вольные упражнения с предметами и без них, групповые (пирамидковые), боевые (упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы).

Система упражнений сокольской гимнастики подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа - упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа - снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки "атакой" в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями , тяжестями и т.д.); упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча); упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа - групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа - боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

Важным нововведением стало то, что в сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. Все движения, которые выглядели некрасиво, «соколы» исключали.

Характерные черты сокольской гимнастики:

— выполнение упражнений с вытянутыми носками и пальцами рук, прямолинейность и резкость движений;

— выполнение вольных упражнений и упражнений на снарядах в виде комбинаций (т. е. логичного сочетания ряда элементов), причем особое внимание обращалось на красоту переходов из одного положения в другое и положений тела во время пауз;

— точное и красивое выполнение прыжков;

-- занятия проводились под музыку, в единых красивых спортивных костюмах (соколки и рейтузы) и гимнастической обуви (чешки).

В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки.

С1862 г. «соколы» стали проводить соревнования по гимнастике по специально разработанным правилам. Они являются основателями спортивной гимнастики.

Техничное и красивое выполнение упражнений сокольской гимнастики, организация массовых выступлений и спортивных соревнований обеспечили ей успех во многих странах мира, включая Россию, где в начале XX века она имела наибольшее число поклонников.